Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Ки теце"

ПОЛ И ОДЕЖДА («Ки теце» 5765 - 15.09.2005)

Запрет переодевания

В недельной главе «Ки теце» дается запрет мужчинам и женщинам одевать одежду друг друга: «Да не будет одежды мужской на женщине, и да не надевает мужчина одежды женской, отвратителен пред Господом Богом твоим всякий делающий это» (22.5)

Относительно женщин Раши поясняет: «С тем, чтобы ей выглядеть как мужчина и ходить среди мужчин, ибо это, несомненно, с целью разврата». Относительно мужчин он пишет: «С тем, чтобы пойти и сидеть среди женщин»

Аналогичное мнение высказывается в «Сефер хинух», где приводятся слова Писания: «Всевышний ненавидит разврат» и далее говорится: «Нет сомнения в том, что если бы мужская и женская одежда не различались, то мужчины и женщины всегда бы смешивались друг с другом, и наполнилась бы земля развратом».

Итак, главная причина, которую традиция усматривает в запрете Торы мужчинам носить женскую, а женщинам мужскую одежду - предотвращение нескромного и недостойного поведения.

Между тем в «Сефер хинух» указывается еще одна причина: «Еще говорят в связи с этой заповедью, что она направлена на то, чтобы удалять от идолослужения, так как этот обычай сопутствующий идолослужению».

Действительно, переодевания сопровождали и сопровождают многие языческие ритуалы (в частности брачные) и практиковались во время некоторых праздников (в частности в ходе сатурналий).

Плутарх свидетельствует: «В Спарте женщина, которой поручена забота о новобрачной, обривает ей голову, надевает на нее мужскую обувь и одежду, затем кладет ее на ложе, одну без света. Муж приходит к ней украдкой… В Аргосе новобрачная в первую ночь надевает фальшивую бороду… В Косе муж надевает женскую одежду перед тем, как принять жену».

Некоторые исследователи усматривают в подобных языческих обрядах стремление приблизиться к предисторическому андрогинному (гермофродитическому) состоянию, когда мужчина и женщина не существовали обособленно.

В частности Мирча Элиаде рассматривает в этом аспекте некоторые ритуалы инициации: «В обряде инициации андрогинность не всегда обозначается непременно операцией, как у австралийцев. Во многих случаях намек на нее дает переодевание юношей в девичью одежду и, наоборот, девушек – в юношескую. Такой обычай засвидетельствован у некоторых африканских племен, а также в Полинезии. Имеет смысл задуматься: не означает ли символической андрогинизации ритуальная нагота, нередко входящая в обряды отроческой инициации. Равным образом, гомосексуальная практика, отмечаемая во многих обрядах инициации, объясняется, по-видимому, сходными поверьями, коль скоро во время инициации неофиты объединяют в себе оба пола»

Итак, мы видим, что переодевание не только может сопутствовать разврату, но что оно нередко связано с языческими обрядами, развратность которых носит ритуальный характер.

Гусарская баллада

Однако в запрете переодевания естественно усмотреть и чисто смысловую сторону. Одежда является продолжением человеческого кожного покрова и, скрывая его с одной стороны, с другой – она подчеркивает и усиливает его смысл. В любом случае, пол должен быть также ясно и однозначно отражен в одежде, как он отражается в фигуре и в коже человека.

И все же запрет на переодевание не является абсолютным. Так в связи со словами «отвратителен пред Господом Богом твоим всякий делающий это» Раши пишет: «Тора запрещает только ношение одежды, ведущее к отвратительному, к распутству»

Действительно, можно легко представить себе ряд ситуаций, при которых переодевание будет производиться не с целью распутства, а с целью прямо противоположной – с целью распутства избежать. И мужчины и женщины могут переодеваться в одежду противоположного пола именно для того, чтобы скрыть свой пол и не привлекать к себе сексуального внимания.

О случаях, когда переодевание вызвано угрозой жизни, и говорить не приходится. В таких ситуациях не то что можно, но даже требуется нарушать заповеди, причем даже гораздо более серьезные. То же и в отношении предотвращения разрата: если цель переодевания именно такова, то его Тора не запрещает.

Между тем уместно обратить внимание, что в этом вопросе наблюдается явная асимметрия. Мир довольно спокойно перенес ношение женщинами брюк, но трудно себе вообразить, чтобы среди мужчин когда-нибудь широко распространилось бы ношение юбок.

Жанна Дарк осуждалась за ношение мужской одежды, и тем не менее она покорила человечество, а ее сановные палачи оказались преданы вечному позору.

Итак, девушка, облачившаяся в одежду главнокомандующего, смотрится героически, и в то же время если бы какой-то ни то что генерал, а даже просто какой-нибудь кулинар облачился бы в женскую одежду, то он не только не пробудил бы по отношению к себе всеобщего восхищения, а напротив вызвал бы только чувство гадливости.

Что стоит за этим эффектом? Почему переодевание мужчины в женскую одежду всегда выглядит омерзительно?

Действительно, нужно обладать большим искусством, чтобы преподнести подобное переодевание как что-то забавное, а не заведомо тошнотворное.

Нам хорошо памятны фильмы «В джазе только девушки», «Тутси», «Здравствуйте, я ваша тетя», где основной сюжет построен на том, что герои – мужчины, вынуждены притворяться женщинами и соответствующим образом одеваться. И все же даже в этих в целом остроумных кинокартинах имеется немало вульгарных сцен. Между тем шекспировская пьеса «Двенадцая ночь» или тот же фильм «Гусарская баллада» - произведения, в которых девушки облачаются в военную форму мужчин, чисты и прекрасны во всех отношениях.

Причина этой асимметрии более чем прозрачна: Мужчина, переодетый в женщину, с одной стороны рискует оказаться объектом сексуальных домогательств как «женщина» со стороны какого-либо мужчины, а с другой стороны как мужчина сам может начать заигрывать с женщинами. Таким образом возникают две неприглядные картины, которые как раз и обыгрываются в соответствующих фильмах.

Если же в мужскую одежду облачается женщина, то с одной стороны она перестает быть предметом мужских домогательств, а с другой – выглядит вполне невинно даже в том случае, если начинает кокетничать с мужчиной. Именно поэтому полностью целомудрен фильм "Гусарская баллада" и в определенной мере сомнительны другие кинокартины, в которых мужчины облачаются в женские платья.

Практическая галаха запрещает женщинам ношение брюк. По-видимому, она выводилась без учета влияния на распутное поведение. Насколько я могу судить, в отличие от ношения мужчиной женского платья, ношение женщиной брюк снижает вероятность вступления в легкомысленную связь, а не повышает его.


К содержанию









© Netzah.org