Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Ки Таво"

ИДЕЯ ПРОГРЕССА («Ки Таво» 5769 - 03.09.2009)

...Идея развития в настоящее время остается уделом исключительно евреев, точнее, евреев религиозных. Запад уже больше не задумывается о будущем, он уже давно не ждет самораскрытия мирового духа и не видит перед собой никаких целей, однако еврейская программа прогресса, выраженная в приведенных выше словах Рамхаля, по прежнему остается в силе...

Пагубный бег времен

В недельной главе «Ки Таво» наперед описываются все ужасы еврейской истории: «Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; путем одним выступишь ты против него, и семью путями побежишь от него, и станешь ты ужасом для всех царств земли... И останется вас мало, людей, тогда как множеством были подобны вы звездам небесным, потому что не слушал ты голоса Господа, Бога твоего…. И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить божествам иным, которых не знал ни ты, ни отцы твои, – дереву и камню. Но и между теми народами не успокоишься ты, и не будет покоя ступне твоей, а даст Господь тебе там сердце встревоженное, тоску и скорбь души. И будет жизнь твоя висеть (на волоске) пред тобою, и будешь в страхе день и ночь, и не будешь уверен в жизни своей. Утром скажешь: "о, если бы настал вечер!", а вечером скажешь: "о, если бы настало утро!" от страха в сердце твоем, которым ты будешь объят и от зрелища пред глазами твоими, которое ты увидишь. И возвратит тебя Господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: "ты более не увидишь его"; и будете продаваться там врагам вашим в рабы и в рабыни, но не будет покупателя. (Двар 28:25-68)

Точность этих предсказаний пугает, но она же и обнадеживает. Ведь если так точно сбылись эти пророчества, то почему бы не сбыться и другим? Например, следующим словам пророка Иешайи: «И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: "давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Иакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его". Ибо из Сиона выйдет Тора и из Иерусалима – слово Господне. И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Иешайя 2:1-5).

На всем протяжении своей трагичной истории еврейский народ ни на минуту не переставал верить в лучшее будущее, не переставал верить – не побоимся этого слова - в прогресс. Рамхаль в следующих словах подытоживает иудейский взгляд на историю: "Когда мы смотрим на всю совокупность состояний мира с момента его сотворения: на то, что уже произошло в нем, и на то, что предсказали пророки, мы обнаружим в нем четыре ступени, подобные стадиям развития человеческой особи с момента рождения и до достижения зрелости. В первом состоянии глупость и тьма весьма усилены, и в большей мере отсутствует истинное знание о Творце. Это состояние наши Мудрецы назвали "двумя тысячелетиями пустоты". Второе состояние лучше, чем первое, и оно есть наше состояние нашего времени, когда есть у нас, благодарение Богу, знание о существовании Творца и Его совершенстве, и Тора Всевышнего с нами, и мы служим перед Ним. Однако отсутствуют знамения и пророчество, и не достает истинного разумения – духа святости.. . Третье состояние лучшее, чем предыдущее, имело место во времена Храма, когда человеческих род видел знамения и чудеса и обладал пророчеством… Четвертое состояние – наилучшее из всех, о котором предсказывали пророки, что в будущем глупость не будет существовать больше, и дух святости будет излит на весь род человеческий без всякой трудности. Тогда можно будет сказать, что закончилось становление рода человеческого, ибо с того времени и далее он будет возвышаться и наслаждаться во веки веков" ( Часть 2. Гл 8.4)

Итак, вопреки, казалось бы, реализации далеко не самого благоприятного для евреев пути развития, иудаизм в целом позитивно относится к идее прогресса, и ожидает в будущем исправления мира.

«Больной старик»

Причем эта еврейская вера в прогресс интересна не только на фоне трагичности еврейской истории, но и на фоне прямо противоположного отношения к прогрессу всего прочего человечества. В самом деле, исходно народы древности воспринимали действительность в целом трагически, и признавали либо вечное повторение событий, либо и вовсе регресс. "Тяжелее становится год от года", – такими словами начинается один из самых древних (16 век до н.э) написанных человеческой рукой текстов ("Размышления Хахаперрасенеба"). Далее мы читаем: "Страна в смятении, опустела она для меня… Истина изгнана, зло проникло даже в палаты их. Попраны предначертания богов. Пренебрегают заветами. Страна пребывает в бедствии. Горе повсюду. Города и области страждут. Все в нужде. О почтительности позабыли. Нет покоя даже умершим. Когда наступает утро, лица отворачиваются, дабы не видеть происшедшего ночью… Наступило бедствие ныне, испытаний таких не было со времен предков… "

Итак, уже один из первых древних наблюдателей отметил, что и бедствия и порча нравов идут по нарастающей. Вот в каких словах передает это мироощущение Гораций:

"Чего не портит пагубный бег времен?

Ведь хуже дедов наши родители,

Мы хуже их, а наши будут

Дети и внуки еще порочней." (Оды, III, 6, 46-49)

В диалоге «Филеб» Платон пишет о «древних, бывших лучше нас и обитавшие ближе к богам» (16 с).

В какой-то момент европейцы переняли у евреев идею прогресса. Знаменитый труд Августина – «Два града» в значительной мере окрылен идеей осмысленности истории, идеей развития. Можно сказать, что своей кульминации эта идея достигла в учении Шеллинга и Гегеля о мировом духе, раскрывающемся в человеческой истории. Однако вместо окончательного явления этого мирового духа, ожидавшегося в начале 19-го века с часа на час, европейскую историю постигла катастрофа. Две мировые войны оказались результатом исторической фрустрации, о которой на рубеже 19 и 20-го веков писал русский философ Владимир Соловьев: "Что современное человечество есть больной старик и что всемирная история внутренне кончилась - это была любимая мысль моего отца, и когда я, по молодости лет, ее оспаривал, говоря о новых исторических силах, которые могут еще выступить на всемирную сцену, то отец обыкновенно с жаром подхватывал: "Да в том-то и дело, говорят тебе: когда умирал древний мир, было кому его сменить, было кому продолжать делать историю: германцы, славяне. А теперь где ты новые народы отыщешь? Те островитяне что ли, которые Кука съели? Так они, должно быть, уже давно от водки и дурной болезни вымерли, как и краснокожие американцы. Или негры нас обновят? Так их хотя от легального рабства можно было освободить, но переменить их тупые головы так же невозможно, как отмыть их черноту".

С той поры как Соловьев-отец поделился с сыном своими наблюдениями о «больном старике» ситуация заметно ухудшилась. Секулярная культура вошла в полосу перманентного кризиса: «Сейчас уже для всех очевидно, что самоуничтожение культуры идет полным ходом. Даже то, что еще уцелело от нее, ненадежно. Оно еще производит впечатление чего-то прочного, так как не испытало разрушительного давления извне, жертвой которого уже пало все другое.... Без борьбы и без шума культура постепенно пришла в упадок. Ее идеи отстали от времени; казалось, они слишком обессилили, чтобы идти с ним в ногу... Из года в год неуклонно совершенствуется распространение коллективных мнений при одновременном исключении индивидуального мышления. Практикуемые при этом методы достигли такого совершенства и получили такое признание, что отпадает необходимость предварительно оправдывать любую попытку внедрить в общественное мнение даже самую бессмысленную идею, когда она представляется уместной». Эти, звучащие столь "современными" слова, принадлежат Альберту Швейцеру, и написаны они были в 1923 году.

Но стоячее болота регресса с той поры только расширяло свои границы. Похоже, что идея развития в настоящее время остается уделом исключительно евреев, точнее, евреев религиозных. «Больной старик» больше не задумывается о будущем, его беспокоит только глобальное потепление и очаг напряженности на Ближнем востоке. Он уже давно не ждет самораскрытия мирового духа и не ставит перед собой никаких смысловых целей, однако еврейская программа прогресса, выраженная в приведенных выше словах Рамхаля, по-прежнему остается в силе.


К содержанию









© Netzah.org