Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Рош-а-Шана

К ВОПРОСУ ОБ АВТОРСТВЕ ВСЕЛЕННОЙ («Рош-а-Шана» 5772 - 28.09.2011)

Годовщина миротворения

Первого тишрея Тора предписывает отмечать День Трубления: «В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание. Никакой работы не делайте и приносите огнепалимую жертву Господу». (Ваикра 23:25)

В самой Торе об этом не говорится, но из Предания известно, что День Трубления является также и днем миротворения. Празднование Нового года исходно связывается еврейской традицией с годовщиной сотворения мира. В каком-то смысле это событие отмечается также и каждую неделю – в субботу, когда во время киддуша произносится благословение: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями, и благоволивший к нам, и давший нам в наследие по любви и благосклонности святую субботу свою в память о сотворении мира, первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта, ибо нас избрал Ты и нас освятил среди всех народов, и святую субботу свою по любви и благосклонности дал нам в наследие. Благословен Ты, Господь, освящающий субботу!»

Итак, если в прошлую субботу еврейский народ отметил 301246-ю "недель-щину" от сотворения мира (подсчет приблизительный), то в Рош-Ашана мы отметим 5772-ю годовщину того же события.

Разумеется, Суббота и Рош-Ашана отражают разные оттенки миротворения: Суббота акцентируется на Итоге, на Покое, a День Трубления - на Суде, на ответственности человека перед Творцом, однако восходят оба эти праздника к одному событию.

С принятием христианства европейцы признали еврейскую хронологию, и хотя разошлись с иудеями в точной датировке сотворения мира, но при этом не сомневались, что возраст мира насчитывает несколько тысячелетий. Так, Жан Де Лабрюйер (1645-1696) начинает свои "Характеры или нравы нынешнего века" следующими словами: "Все давно сказано, и мы опоздали родиться, ибо уже более семи тысяч лет на земле живут и мыслят люди. Урожай самых мудрых и прекрасных наблюдений над человеческими нравами снят, и нам остается лишь подбирать колосья, оставленные древними философами и мудрейшими из наших современников".

Между тем уже через столетие-полтора обнаружилось, что существует немало областей, в которых человечеству предстояло осуществить еще немало неожиданных наблюдений. В области «нравов» много нового обнаружила психология, в области «истории» - палеонтология и физика. Как бы то ни было, в век просвещения некоторые положения Торы подверглись решительному пересмотру. Не секрет, что победная поступь атеизма в значительной мере была обязана открытиям науки, в соответствии с которыми возраст мира насчитывает не пять, и даже не семь тысяч, а миллиарды лет! Немало способствовали процессу атеистического брожения также и открывающиеся масштабы вселенной. Когда же наука дошла до теории большого взрыва, неизбежно стал возникать вопрос: какой Бог все же создал этот гигантский мир? Тот, который вывел сынов Израиля из египетского рабства, или может быть все же какой-то гораздо более масштабный и представительный? Как известно, многие ученые возражали против отождествления Универсального Бога с Богом Торы, отказывались устанавливать какую-либо связь памяти о сотворении мира с памятью об исходе евреев из Египта. Так, Эйнштейн утверждал: "Я верю в бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, но не в бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ».

С одной стороны, Эйнштейн претендовал именно на некоторую религиозность, с одной стороны он писал: «Моя религия – это глубоко прочувствованная уверенность в существовании высшего интеллекта, который открывается нам в доступном познании мира», а с другой стороны признавался: «Слово „Бог“ для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия — свод почтенных, но все же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая, даже самая изощрённая, интерпретация не сможет это (для меня) изменить». Что же касается домохозяек, то среди них стало популярно поверье, будто бы Тору дал Израилю не Бог, а экипаж какого-то звездолета, организовавший на Синае соответствующие звуко- и светоэффекты.

Обе эти веры – и ученая и профанная – хорошо перекликаются с древними гностическими теориями, согласно которым Бог Израиля – это злобный демиург, создавший видимый мир – темницу души. И соответственно светлый «бог Спинозы» послал своего сына, чтобы избавить томящееся в этой темнице человечество.

Сотворивший Big Bang

Среди ультрарелигиозных иудеев встречается немало таких, которые отрицают данные позитивной науки, которые не верят в существование динозавров, австралопитеков и пр. Между тем верующие, которые не пытаются оспаривать данные палеонтологии, астрономии и физики, единодушно относят Большой взрыв (идея которого впервые прозвучала в исследованиях А. Фридмана в 1922 году) к свершениям именно того Бога, который «интересуется судьбами и поступками человеческих существ», Бога, который вывел еврейский народ из египетского рабства.

Несмотря на то, что в Торе говорится именно о двух светилах, не возникло ни одной секты, которая бы придерживалась веры в то, что Бог создал лишь солнечную систему, то есть, что Он лишь местный Князь, а всю остальную Вселенную создал кто-то другой – какой-то «Интеллект» поважнее. Все вменяемые верующие согласны с тем, что миллиарды миллиардов насчитываемых наукой солнц создал тот самый Бог, который вывел евреев из Египта.

Основания для этого имеются в ТАНАХе, в котором авторство создания всех самых отдаленных звезд приписывается Тому же, кто избавил Израиль из рабства: «Сотворившего небеса мудростью, ибо навеки милость его; Распростершего землю на водах, ибо навеки милость Его; Сотворившего светила великие, ибо навеки милость Его; Солнце, чтобы властвовать днем, ибо навеки милость Его; Луну и звезды, чтобы властвовать ночью, ибо навеки милость Его; Поразившего Египет в первенцах его, ибо навеки милость Его; И вывел Он Израиль из среды их, ибо навеки милость Его, Рукою крепкой и мышцею простертой, ибо навеки милость Его; Рассекшего Ям-Суф на части, ибо навеки милость Его; И проведшего Израиль посреди него, ибо навеки милость Его; И стряхнувшего Паро и войско его в Ям-Суф, ибо навеки милость Его» (Тегиллим 136:7-14)

Что же касается Талмуда, то в нем и вовсе приводится общее число звезд во Вселенной, соизмеримое с тем, которое известно современной науке, причем все эти звезды служат Израилю: «Сион говорит: покинул меня Господь и Бог меня позабыл (Ишайя 49:14) Не только покинул, но и позабыл. Раби Шимон Бен Лакиш разъясняет: Дух еврейского народа сетует: Владыка мира! Кто берет вторую жену, помнит о первой. Ты же покинул меня и позабыл меня. На это Всевышний возражает: дочь Моя, на небесах Я создал двенадцать созвездий, и в каждом созвездии тридцать армад, и в каждой армаде тридцать легионов, и в каждом легионе тридцать скоплений, и в каждом скоплении тридцать когорт, и в каждой когорте тридцать групп, и в каждой группе триста шестьдесят пять сотен миллинов звезд, по сто миллионов звезд нас каждый из дней года. И все это ради тебя. А ты сетуешь, что Я покинул и позабыл тебя» (Брахот 32)».

Эта высказывание, разумеется, не может претендовать на астрономическую теорию, как не может претендовать на причастность к палеонтологии мидраш, согласно которому Всевышний неоднократно созидал и разрушал миры. Ни Тора, ни Талмуд ни в коей мере не могут являться учебными пособиями по физике и любой другой науке, однако при этом они подразумевают научные, как и вообще все общие человеческие знания, относя их в конечном счете к тому же Создателю: ведь Он в такой же мере Господь Святого, в какой и Бог будничного.


К содержанию









© Netzah.org