Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ |
Как известно, день новолетия - «Рош-Ашана», который будет отмечаться в ближайшую субботу, - это не только начало нового года, но также и начало некоего праздничного цикла. Подобно тому, как к Песаху привязан Шавуот, к Рош-Ашана привязаны Йом Кипур, Суккот и завершающие его праздники Шмини Ацерет и Симхат Тора.
Виленский Гаон в этой связи писал: «Все, что происходит в месяце тишрей, - намек на то, что случится в будущем. Сначала – день Суда в Рош-Ашана, затем прощение грехов в Йом Кипур, а потом – радость – Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора. Так же и в будущем – сначала День Великого Суда, а затем «И окроплю Я вас чистой водой, и вы очиститесь (Иехезкель 36.25). «Ибо прощу тем, кого оставлю» (Иеремия 50:20). А потом в Суккот – семь балдахинов, как известно и как написано (Иешайя 4.6) «И сука будет для тени днем». А после этого Шмини ацерет, когда сгинут отрицающие Истинного Бога и Израиль будет радоваться один – «праздничное собрание будет у вас», и будут есть три субботние трапезы – трапезу «животных с гор Алеф», трапезу Ливиатана и «вино, хранимое с шести дней творения».
Итак, новолетие настраивает человека на будущее, - как на будущее в ближайший годовой период, так и на Будущее, что называется, с большой буквы.
Но будущее невозможно без прошлого, и ничто так не напоминает нам об этом, как опять то же новолетие, ведь Новый год зовется именно Днем Памяти. Новолетие - это в первую очередь воспоминание об истоке бытия, воспоминание о сотворении мира и о суде над миром.
При этом стоит отметить, что первое тишрея, от которого еврейская хронология отсчитывает дни и годы, не был первым днем творения, но седьмым днем. Словосочетание «такой-то год от сотворения мира» не означает ни «от большого взрыва», ни от первого дня творения, в который Всевышний создал свет, отделил его от тьмы, и назвал свет днем, тьму назвал ночью.
Словосочетание «от сотворения мира» означает - от того момента, когда Всевышний закончил «работу Свою, которую Он делал, и отдыхал в день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую сделал» (Берешит 2.1-2).
Итак, отсчет «от сотворения мира» означает отсчет от шестого дня творения, после которого Всевышний почил, как сказано: "И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую совершил Бог, созидая» (2.3)
Это событие отмечается двумя способами. Одним способом мы отмечаем его раз в год, первого тишрея, а вторым - раз в неделю - в Субботу.
Если празднование Первого тишрея – это празднование годовщины сотворения мира, то празднование Субботы – это празднование «недельщины» того же события. Двумя разными способами, концентрируясь на двух разных аспектах, в Рош-Ашана и в обычную Субботу мы, в сущности, празднуем по одному и тому же поводу, отмечаем одну и ту же «дату».
В ходе еженедельного празднования каждый еврей произносит во время кидуша следующие слова: «И закончены были небо и земля, и все воинство их. И закончил Бог к седьмому дню работу Свою, которую Он делал, и отдыхал в день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую сделал. И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую совершил Бог, созидая» (2.1-3)
Этими словами еврей отделяет, освящает субботу. Эти слова превращают еврея в сотрудника и соавтора Всевышнего, как сказано об этом в Гемаре: «Когда молящийся в начале субботы произносит «и были закончены небеса и земля…», то он как бы делается партнером Творца в создании вселенной» (Шаббат 119б)
Соблюдающие субботу евреи как бы соучаствуют в сотворении мира. Они посвящаются Всевышнему, как посвящена Ему сама суббота, относительно которой сказано: «и благословил Бог день седьмой, и освятил его».
Всевышний отделил, освятил, если угодно, избрал 24 из каждых 168 часов, составляющих седмицу, и подобным же образом впоследствии Он освятил и избрал народ Израиля и землю Израиля.
И это избранное время Он поручил хранить своему избранному народу «в память о сотворении мира», как сказано: «И пусть хранят субботу сыны Израиля, сделав ее днем отдыха для всех поколений своих, - таков вечный завет. Она – данный Мною сынам Израиля вечный знак того, что шесть дней созидал Господь небо и землю, а в седьмой день не совершал никаких деяний и пребывал в покое» (Шмот 31.16-17). Эти слова Торы включены во второй (утренний) кидуш. А в утренней субботней молитве, предшествующей этому кидушу, произносятся такие слова: «И не даровал Ты ее, Господь Бог наш, племенам земли, и не передал ты ее, Владыка наш, в наследие идолопоклонникам; и не обретут в этот день покоя необрезанные – ибо Израилю, народу своему, даровал Ты ее с любовью, потомкам Иакова, избранникам Твоим»
Евреи, Эрец Исраэль и Суббота неразрывно связаны между собой как некие посвященные Всевышнему реальности, как нечто, отделенное для Него в трех сферах - в культуре, в пространстве и во времени.
Однако если суббота принадлежит только евреям, то Рош-Ашана - это новый год именно всех людей.
Праздник Рош-Ашана принято именовать «еврейским новым годом», но в определенном смысле - это недоразумение. Пожалуй, ни в каких других празднествах иудаизм в такой мере не ориентируется на все человечество, как в праздниках новогоднего цикла, и прежде всего самого нового года.
Разумеется, праздник Рош-Ашана, как и другие праздники, дарован именно евреям, и евреи могут и должны эту дату отличительно от других народов отмечать, произнося соответствующее благословение: «Благословен Ты, Господь, Царь над всей землей, освящающий Израиль и день Памяти».
Но это не значит, что другие обитатели «всей земли» эту дату (в отличие от субботы) отмечать не в праве. В новый год Всевышний судит именно всю землю. В этот день евреи предстоят перед Всевышним не только как его священники, но и как просто люди среди прочих людей.
В этот день евреи молятся: «Внуши страх перед Тобою, Господь Бог наш, всем созданиям Твоим и трепет перед Тобой – всем Тобою сотворенным. И убоятся Тебя все создания». Не случайно в Йом-Кипур, т.е. в день, в который вынесенное в Рош-Ашана судебное решение после всех возможных смягчений скрепляется печатью, в синагогах читают книгу пророка Ионы, в которой описывается история покаяния неевреев.
Итак, новый «еврейский год» - это новый год всего мира, в котором евреи предстоят перед Создателем наравне со всеми, а не так как в субботу, когда они предстоят как единственные и исключительные.
Суббота связана с четырехбуквенным именем Всевышнего, отражающим его милующее начало, а новолетие - Рош-Ашана связано с именем Элоким, отражающим Его как судью.
Но, иногда эти имена чудесным образом отождествляются, иногда эти имена накладываются друг на друга, как мы семикратно повторяем в заключительной молитве Йом-Кипура «Неила»: «Господь есть Бог» (этот девиз отражен также в имени пророка Элияху).
Так же происходит и в этот раз, в этот наступающий 5763 год, который совпадает с субботой. В этот день мы вспоминаем о сотворении мира двумя способами: еврейским и общечеловеческим (пусть и в еврейской форме преподанном).
Нам остается лишь надеяться, что подобное совпадение времен и сроков является «временем благоприятным», является добрым знаком («симан тов»), и что наступающий год принесет благо Израилю и всему миру.
И еще одно небольшое замечание по поводу субботы и первого тишрея. Если вы заглянете в электронный еврейский календарь, то обнаружите, что первое тишрея первого года приходится на понедельник. Пугаться не надо. Дело в том, что определять начало месяцев по специальному календарю евреи начали менее двух тысяч лет назад, а в те времена, пока был Храм, начало месяца определялось визуально, таким образом на протяжении веков между визуальным и алгоритмическим способом вычисления могли накопиться разночтения.