Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Йом-Кипур

НЕМЫСЛИМОСТЬ БЫТИЯ (Йом-Кипур 5768 - 20.09.2007)

Жизнь (на уровне белковых тел) возможна в силу того, что она имеет место уже на атомарном уровне. Амино- и нуклеиновые кислоты собираются в известные структуры не по статистическим законам, а с учетом воли к жизни, направляющей их таким именно образом. Но эта воля - сквозная для всех материальных предметов

Происхождене жизни

В Йом Кипур, в день Искупления, наступающий через десять грозных дней после дня Суда, уместно напомнить о том, что мир созидался не только судом, но также и милостью.

В свое время Кант сравнил научное исследование с судебным разбирательством: «Разум приближается к природе с тем, чтобы она учила его», однако он «… не должен делать этого как ученик, который слушает все, что учитель считает нужным сказать, но как полномочный судья, который принуждает свидетелей отвечать на вопросы, сформулированные им самим».

Итак, как категорией суда творился мир, так категорией суда он и постигается. Однако, как известно из еврейской традиции, мир, построенный только на суде, не устоял. Существенно преобладая, суд все же не стал единственным средством сотворения мира. В сотворении присутствовала так же и милость. Только такой мир - мир, держащийся на суде и на милости, - оказался возможен.

Но это буквально то самое, с чем сталкивается наука, неспособная объяснить точки, в которых просматривается некая суверенность бытия.

Суверенность эта усматривается, к примеру, в поведении элементарных частиц, не поддающемся научному прогнозированию. Но прежде всего она обнаруживается, разумеется, в бессилии науки решить загадку происхождения жизни.

Действительно, в процессе того дознания, которое произвел человек живой природе, выяснились поразительные по своей сложности вещи.

Когда мы знакомимся с работой поршня автомобильного двигателя, или компьютерного процессора, то невольно восклицаем: «Здорово придумано!». Однако листая книги по биохимии, человек испытывает только замешательство – это придумано не «здорово», это попросту немыслимо, это попросту невероятно!

Невероятно, чтобы вот так все сложно сложилось и при этом бы еще и работало. Невероятно, чтобы из сотен аминокислот как-то вдруг случайно составился чудесный фермент, катализирующий тот или иной процесс в миллионы раз быстрее, чем его неорганические аналоги, фермент, без которого соответствующая реакция вообще была бы невозможна.

Невероятно, чтобы этот фермент был синтезирован с помощью множества других ферментов, что этих реакций в организме происходят тысячи, и при этом все они были бы жестко увязаны между собой. Блокируй одну - и все прочие рано или поздно остановятся!

Наконец, совершенно невероятно, что исходно все это многообразие белковых ферментов и других органических соединений оказалось закодировано в структуре еще одного органического соединения – нуклеиновых кислот.

Значит, параллельно с невероятно сложной молекулой фермента «случайно» должна была бы сложиться еще и цепь ДНК, также не складывающаяся «случайно», то есть без ферментов!

Итак, вся эта сложность при немыслимости каждого элемента в отдельности – ко всему прочему должна была еще и возникнуть вся сразу!

Все немыслимо! И тем не менее – это есть!

К сказанному остается только добавить, что наука не имеет статистически убедительно обоснованной теории происхождения жизни. Некоторые остроумные гипотезы позволяют "сбить" лобовую статистическую невероятность самообразования белковых молекул в миллиарды раз, но в целом наука не способна разрешить загадку жизни.

Воля к жизни

Первое, что приходит на ум человеку, озадаченному невероятностью феномена жизни – это то, что элементы живого собраны сознательно. Что это чья-то работа, что перед нами живое Лицо.

Но насколько мы это Лицо знаем, Оно не любит оставлять явных следов. Почти все чудеса, совершаемые Всевышним, опираются на естественный порядок вещей, используют его. Согласно религиозной традиции, чудеса, выходящие за пределы природного порядка, имели место разве что при исходе из Египта, да и то многие пытаются отыскать естественное объяснение десяти египетским казням.

Итак, в явлении живых существ мы сталкиваемся с некоторым парадоксом: с одной стороны немыслимость жизни – это вроде бы явное свидетельство Его существования, но с другой… это все же слишком не в Его духе. Он всегда использует естественный порядок, оставляя Свое присутствие под вопросом. Другими словами, происхождение жизни должно иметь хоть какое-то объяснение, если не рациональное, то по крайней мере общее с другими явлениями природы.

Если нам не удается «физически» объяснить происхождение и поддержание жизни, то быть может, найдется какое-то "метафизическое" ее объяснение, которое можно распространить также и на неживую природу? Ведь и эта природа порой подает признаки жизни. Невероятного и чудесного достаточно и на неорганическом и атомарном уровне.

Науке приходится мириться с такими необъяснимыми фактами, как, скажем, принципиальная непредсказуемость поведения элементарных частиц, или возникновение массы из энергии (по крайней мере в рамках «стандартной теории»).

В отношении живых существ "метафизическое" объяснение витает в воздухе: душа, стремящаяся явиться в мир, оказывает воздействие на белковые структуры и "включает" их. Как фермент, состоящий из тысяч аминокислот, завернутых в цепи второго и третьего уровня, создает такое уникальное едва уловимое воздействие на субстрат, что тот вступает в нужное взаимодействие с другим реагентом; так – а точнее на порядок неуловимей и тоньше – душа воздействует на весь организм, поднимая его над статистикой и подчиняя единой воле.

В 20-х годах ХХ-го века возник так называемый витализм. Его приверженцы Дриш и Рейнке отрицали в живом организме наличие физико-химической причинности. По мнению Дриша, существуют внематериальные факторы, направляющие развитие организмов. Эти нематериальные факторы («доминанта», «энтелехия») влияют на органические структуры и биохимические процессы.

Считается, что успехи биологии опровергли это учение, но как я только что пытался это показать (отмечая немыслимую сложность живого организма), они как раз его решительно подтвердили!

Разве не естественно предположить, что "энтелехия" проявляет себя на всех уровнях материи, а на уровне живого просто явным образом замечается?

Жизнь (на уровне белковых тел) возможна в силу того, что она имеет место уже на атомарном уровне. Амино- и нуклеиновые кислоты собираются в известные структуры не по статистическим законам, а с учетом воли к жизни, направляющей их таким именно образом. Но эта воля - сквозная для всех материальных предметов.

Мне остается только добавить, что такое объяснение известно еврейской традиции. И оно состоит в утверждении, что истинными последними элементами всего сущего являются буквы еврейского алфавита.

Так, в одном из самых древних каббалистических текстов «Сефер Йецира» относительно роли двадцати двух букв еврейского алфавита сказано: «Бог начертал их, вытесал их, соединил их, взвесил их, поменял местами и посредством их создал все творения и все, чему назначено быть сотворенным».

Как утверждает Ари Акадош: «в совершенно неодушевленных телах, как камни, земля и вода, есть душа и духовная жизненная сила – и это облеченные в них «буквы Речи». Десяти Речений, которые сообщают неодушевленной материи жизнь и существование так, что она возникает из ничего и полного небытия, какое было до Шести Дней Творения. И хотя в Десяти Речениях, которые записаны в Торе, слово «камень» не упоминается, все же жизненная сила сообщается камню с помощью сочетания букв, подвергающихся перестановке при прохождении 231 врат» (Тания Часть 2. Гл.1).

Мне остается только добавить, что эту "жизненную силу" вполне можно отождествить с той мерой милости, которая участвует в сотворении мира, преимущественно совершенном судом.


К содержанию









© Netzah.org