Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Суккот

ОТ ПЕСАХА К СУККОТУ («Суккот» 5770 - 01.10.2009)

И Песах, и Суккот празднуются в память об одном и том же исходе, и сопряжены с одной и той же сельскохозяйственной практикой - со сбором урожая. В этом смысле Песах и Сукот выглядят одним, хотя и разъятым надвое праздником.

Весна и осень

Празднование наступающего в эти дни праздника Суккот предписывается Торой в следующих словах: «В пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете плоды земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в день первый покой и в день восьмой покой. И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней. И празднуйте этот праздник Господу семь дней в году: (это) устав вечный в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его. В кущах живите семь дней; всякий коренной житель в Израиле должен жить в кущах, Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Изралиевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш. И объявил Моше о праздниках Господних сынам Израилевым». (Ваикра 23:39-43)

Как мы видим, вроде бы вполне сезонный, причем осенний («когда вы собираете плоды земли») праздник связывается Торой с исходом, с историческими событиями, имевшими место весной («когда вывел их из земли Египетской»).

Причем во времена Храма эта связь имела свое четкое литургическое выражение. Во всяком случае приношение в Храм первинок всех плодов, согласно Торе, должно было сопровождаться чтением своеобразной «пасхальной агады»: «Возьми из всех первых плодов земли... положи в корзину, и пойди на то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его... Возьмет священник корзину из руки твоей, и поставит ее пред жертвенником Господа, Бога твоего. А ты возгласи: "Арамейцем – скитальцем был отец мой и спустился в Египет, и проживал там с немногими людьми, и стал там народом великим, сильным и многочисленным. Но худо поступали с нами Египтяне и притесняли нас, и возлагали на нас работу тяжкую; И возопили мы к Господу, Богу отцов наших, и услышал Господь голос наш, и увидел бедствие наше и труды наши, и угнетение наше. И вывел нас Господь из Египта рукою сильною и мышцею простертою, и страхом великим, и знамениями, и чудесами. И привел нас на место это, и дал нам землю эту, землю, текущую молоком и медом. А теперь вот принес я первые плоды земли, которую дал Ты мне, Господи!" (Дварим 26:2-10).

Само по себе это увязывание циклического «сезонного» плана с линейным «историческим» - не что-то исключительно присущее Суккоту. Аналогичное сопряжение этих начал свойственно в той же мере и Шавуоту, и Песаху. Гораздо интереснее здесь другое, а именно, что во всех этих праздниках одно и то же историческое событие (исход) связывается по существу с одной и той же земледельческой практикой - собиранием плодов и приношением в Храм их первинок.

В самом деле, в языческом мире существовало два типа сельскохозяйственных культов: весенний, связанный с посевом, и осенний, связанный со сбором урожая. Культы эти отличались и по своему исходному смыслу, и по ритуалам.

Так, например, у славянских народов перед посевом были приняты очистительные обряды, люди и избы тщательно мылись, а золой от сожженного мусора посыпались поля. Сбор урожая соповождался жетвоприношениями и различными магическими манипуляциями с первым снопом, зерна которого смешивались с семенным зерном.

В еврейской религиозной практике мы не встречаем ничего подобного. И весенние, и осенние праздники ничем не отличаются по своей сельскохозяйственный сути: в Песах в Храм приносятся первые плоды первых злаков, в Суккот первые плоды всех прочих сельскохозяйственных культур.

Итак, и Песах, и Суккот празднуются в память об одном и том же исходе, и сопряжены с одной и той же сельскохозяйственной практикой - со сбором урожая. В этом смысле Песах и Сукот выглядят одним, хотя и разъятым надвое праздником. Что же стоит за этим раздвоением? Какой в нем может быть смысл?

Затянувшийся Исход

Не трудно заметить, что между двумя «сезонными» точками, находящимися в непосредственной близости от весеннего и осеннего равноденствия, в 2448 году от сотворения мира затесалась некоторая вполне «линейная» история.

Если в ночь с 14 на 15 нисана этого года Израиль вышел из Египта, то 10 тишрея этого же года, в Йом Кипур, за четыре дня до Суккота, он получил Тору - то есть ее полный письменный текст. Причем промежуток между этими событиями был насыщен достаточно драматическими событиями: переход Ям-Суф, война с Амалеком, кормление народа маном, приход на Хорев, где народ услышал обращенный к нему голос Создателя мира, и, наконец, совершенный через сорок дней после этого откровения грех золотого тельца.

В этом отношении важно заметить, что праздник Шавуот, считающийся днем дарования Торы, по существу таковым не был. В этот день действительно было положено начало, в этот день евреи действительно слышали глас Всевышнего, но, во-первых, то были лишь Десять Заповедей (по некоторому мнению, даже только две первых), а во-вторых, даже они прозвучали устно. Письменная Тора в Шавуот получена не была. Всевышний предполагал вручить эти заповеди, начертанные Им самим на каменных скрижалях, но из-за греха золотого тельца скрижали были разбиты, а сам союз с Израилем оказался на грани срыва.

Существует объяснение, согласно которому Тора должна была быть дарована на следующий день после исхода, Суккот наступил бы на второй день после Песаха, как сказано: «И отправились сыны Израиля из Рамсеса в Суккот» (Шемот 12:37).

Однако грехи и неготовность сынов Израиля отодвинули это событие сначала до Шавуота, а затем - в результате поклонения золотому тельцу - и вовсе до Йом-Кипура, непосредственно предшествующего Суккоту.

Согласно этой теории, два новолетия - общечеловеческое, начинающееся первого тишрея, и еврейское, начинающееся первого нисана - наложились бы. В результате этого наложения судьба всего человечества совпала бы с судьбою Израиля, и избавление наступило бы сразу.

Нисколько не оспаривая этот взгляд, я бы хотел обратить внимание на то, что в Суккот, в отличие от Песаха, празднуется все же не сам исход, а в первую очередь его затянувшаяся фаза скитальчества в пустыне («Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской»). Иными словами, в самом праздновании Суккота присутствует память не только об исходе, но прежде всего обо всех других событиях, предшествующих вхождению в Эрец Исраэль. Соответсвенно, если памятными знаками самого исхода служат пасхальный агнец, маца и горькая зелень, то памятным знаком дальнейших странствий служит шалаш - временное жилище, в котором евреи живут целую неделю.

Итак, в 2448 году с Песаха по Суккот, т.е. в период созревания плодов земли, духовно созревал народ Израиля. Получив первую заповедь непосредственно перед исходом («месяц сей да будет для вас началом месяцев»), как бы соответсвующую первому омеру (снопу), к Суккоту Израиль получил всю Торы, и смог приступить к строительству Скинии.


К содержанию









© Netzah.org