Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Шмини Ацерет

ПРАЗДНИК ВОЗВРАЩЕНИЯ К СЕБЕ («Шмини ацерет» 5764 - 19.10.2003)

Суккот посвящен не Израилю, а всему мирозданию, всему человечеству. В праздник Суккот евреи молятся и приносят жертвы за 70 народов мира и ничего не просят для самих себя. И вот на восьмой день, уже после праздника Суккот, Всевышний собирает только Израиль, собирает его отдельно, чтобы выслушать и его нужды

Четвертый праздник паломничеств

Праздник «Шмини Ацерет», т.е. праздник «собрания восьмого дня», является вполне самостоятельным праздником, хотя и несколько забытым в этом качестве. Действительно, устойчивое выражение «шлоша регалим» - т.е. три праздника, связанных с паломничеством в Иерусалим, подразумевает Песах, Шавуот и Суккот. На три эти праздника весь Израиль собирался в Иерусалиме для участия в праздничном жертвоприношении.

Верно, что для празднования «Шмини ацерет» никто специально в Иерусалим не приходил, однако только потому, что уже в нем находился в связи с Суккотом. В этом смысле паломничеств было действительно три. Но при этом важно понимать, что «Шмини ацерет» - это совершенно самостоятельный отдельный праздник, связанный паломничеством в Храм, т.е. праздник, ради которого всему народу следовало собраться в Иерусалиме.

«Шмини ацерет» принято соотносить с Шавуотом. Как Шавуот связан с Песахом и осуществляется на пятидесятый день после него, так «Шмини ацерет» связан с Суккотом и совершается на восьмой день после него. Просто в силу смежности дат, в силу того, что Шмини Ацерет начинается сразу по окончании семи дней Суккота, его редко замечают как отдельный представительный праздник.

Между тем «Шмини Ацерет» таким праздником является. Каков же его смысл?

В мидраше «Ялкут Пинхас» в связи с Шмини Ацерет рассказывается следующая притча. «Царь праздновал примечательное событие, и приходили к нему друзья и близкие, чтобы почтить его. И намекнула им некая матрона: прежде чем пойти ему в подчинение, попросите его о ваших нуждах. Так же и Тора намекает Израилю, «попросите что-либо для ваших нужд», и собрала их еще на один день, и это Шмини ацерет»

Элиягу Ки-Тов поясняет этот мидраш в том смысле, что Суккот посвящен не Израилю, а всему мирозданию, всему человечеству. В праздник Суккот евреи молятся и приносят жертвы за 70 народов мира и ничего не просят для самих себя. И вот на восьмой день, уже после праздника Суккот, Всевышний собирает только Израиль, собирает его отдельно, чтобы выслушать и его нужды.

С этим мидрашом перекликается другой, в котором объясняется, почему в Шмини Ацерет в жертву приносились лишь бык и баран, в то время как в течение Суккота забивалось 70 быков (по числу народов мира), а каждый день помимо барана еще и по семь овец. В мидраше Бемидбар Раба (21) говорится: «Царь устроил семидневный пир и пригласил на этот пир всех своих подданных. Когда же кончились семь дней пира, сказал своим близким друзьям: «Все ушли с пира, возьмем от немногого, что осталось, мяса, рыбы или зелени и отведаем». Так же – гласит мидраш - и Всесвятой, да будет Он благословен, говорит: «В день восьмой собрание будет – вам», приносите то, что осталось - одного быка и одного барана».

Элиягу Ки-Тов отмечает, что при всем том, что жертвы собрания восьмого дня непохожи по своей численности на жертвы других праздников паломничества, они подобны дополнительным жертвам (мусаф), поэтому этот день связывают также с прощением и искуплением.

Здесь можно отметить один любопытный момент. Суккот считается периодом, в который на небесах выносится решение о дожде. С исходом Суккота решение выносится, и в Шмини Ацерет впервые добавляется молитва о дожде.

Но именно потому, что на протяжении Суккота продолжается судебное разбирательство, которое полностью определяется деяниями людей, совершенными в предыдущем году, кое-что может быть пересмотрено и в отношении суда над людьми (суда, который выносится в Рош-Ашана и перепроверяется в Йом-Кипур).

Как бы то ни было, «неформально» Шмини Ацерет считается последним днем, когда какая-либо апелляция может быть подана, чтобы отменить суровый приговор, вынесенный Всевышним в Рош-а-Шана.

Радость Торы

Письменная Тора содержит множество наименований праздника Шавуот, но только из устной Торы мы знаем, что праздник этот примечателен прежде всего тем, что это праздник дарования Торы.

Параллельный Шавуоту праздник Шмини Ацерет примечателен тем же свойством - из Устной Торы мы знаем, что именно в этот день возобновляется годовой круг чтения Торы.

Кому-то это может показаться странным. Действительно, на первый взгляд нам бы могло показаться, что для возобновления годового цикла чтения Торы можно было бы подыскать и более подходящие даты. Например, Рош Хашана, когда вроде бы как раз и отмечается событие, описываемое в начале Торы. Или, например, в Шавуот, т.е. в годовщину ее дарования?

Как возобновление чтения Торы может быть связано с «Собранием восьмого дня»? Какая между ними существует смысловая связь?

По-видимому, она становится понятна из параллели праздников: Песах – Шавуот и Суккот – Шмини Ацерет.

Как уже отмечалось, Шавуот жестко привязан к Песаху, привязан отсчетом от него (пятидесятый день, т.е. семь в квадрате плюс один), Шмини Ацерет со своей стороны жестко связан с Суккотом (восьмой день, т.е. семь плюс один).

Суккот параллелен Песаху, параллелен как праздник воспоминания об Исходе. Как сказано: «В пятнадцатый день седьмого месяца - праздник кущей (суккот), семь дней Господу. В первый день - священное собрание: никакой работы не делайте. Семь дней приносите огнепалимую жертву Господу; в день восьмой священное собрание да будет у вас... В шалашах живите семь дней, коренной житель в Израиле должен жить в шалашах, дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской” (Ваикра 23.34-42).

Итак, Песах и Суккот схожи не только тем, что они празднуются в течение недели, но и тем, что даны в память исхода из Египта.

Они настолько схожи, настолько параллельны, что в первый миг даже трудно указать их отличия.

А отличаются они, по всей видимости, посвящением - Песах связан с отделением Израиля и посвящен Израилю, Суккот посвящен всему миру. Таковы же соответственно и связанные с ними Шавуот и Шмини Ацерет.

Тора в Шавуот посвящалась только Израилю, но оглашение, чтение Торы обращено ко всему миру. Иудаизм ревниво относится к изучению народами Устной традиции, но чтение Письменной Торы неевреям не возбраняется.

Приведенные выше притчи говорят о Шмини Ацерет как о празднике возвращения к себе, как о празднике, в который богослужение возвращается на еврейское русло после недели космополитических жертвоприношений. Но, по-видимому, какой-то импульс этого интернационального культа сохраняется также на следующий день и передается Собранию восьмого дня. Ведь возобновляющееся чтение Торы подразумевает весь мир.

Действительно, Тора даровалась только евреям (в Шавуот), но читать ее можно и должно всему миру, и потому, возможно, возобновляется круг чтения Торы именно в тот праздник, которым завершается цикл космополитического культа Храмового богослужения.


К содержанию









© Netzah.org