Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Ту би Шват

ПРАЗДНИК ДЕРЕВЬЕВ («Ту би Шват» 5761 - 2001)

Благоприятный месяц

Сегодняшний день - пятнадцатый день месяца Швата, «Ту би-Шват», хорошо известен всем как «новый год деревьев», как праздник деревьев.

Но прежде чем рассказать об этом дне, несколько слов стоит уделить и самому месяцу, месяцу Шват.

Зимний месяц Шват cоответствует зодиаку Водолея, который считается знаком всего Израиля. Согласно еврейской астрологии каждое из колен Израилевых имеет свой зодиакальный знак, но Водолей (по-еврейски «Дли») символизирует весь Израиль.

В еврейской астрологии речь, разумеется, идет не о природной предопределенности, не о подчиненности еврейской судьбы влиянию каких-то звезд и созвездий. Речь идет о некоторых общих природных свойствах еврейской души, которые себя по-разному проявляют в зависимости от свободы выбора, свободы, которая полностью за человеком сохраняется.

Попутно можно отметить, что в еврейской астрологии связанность природы и духа обратная той, что имеется в виду в обычной астрологии. Не дух подчиняется здесь природным законам, а в природе проступают духовные смыслы. Так вода (которой отвечает знак Водолей) символизирует в этом мире Тору, письменную Тору (устную символизирует оливковое масло). И соответственно Израиль, открытый Торе и предназначенный ей, связан с этим (водным) знаком и с этим периодом, периодом дождей. Не случайно Моше начал возвещать книгу Дварим перед лицом всего Израиля именно в месяце Шват.

Как бы то ни было, месяц этот считается временем благословений, временем, благоприятным для Израиля. И именно в этом месяце производится подсчет возраста деревьев. Это также трудно признать случайным. Ведь деревья, растительность вообще – сущности исключительно позитивные. В любой религиозной традиции грядущий мир устойчиво ассоциируется с садом. В иудаизме рай так и именуется: «пардес» - плодовый сад.

Четыре начала

Трактат Талмуда «Рош Ашана» начинается следующей мишной: «Существует четыре новолетия: первое нисана - новолетие царей и трех праздников, связанных с паломничествами. Первое элуля - новолетие десятины от скота. Раби Элиэзер и раби Шимон говорят: первое тишрея. Первое тишрея - новолетие для субботнего года и юбилеев… Первое швата - новолетие деревьев. Это по мнению школы Шамайя. А школа Гилеля учит: пятнадцатого числа этого месяца».

Итак, в иудаизме существует четыре хронологии, четыре календаря, согласно которым измеряется возраст четырех миров. Согласно одному календарю (первый месяц которого нисан) отсчитывается история Израиля, согласно второму (первый месяц которого тишрей) история всего человечества, согласно третьему календарю (первый месяц - элул) измеряется возраст животных, и согласно четвертому (первый месяц шват) - растений.

Необходимость двух человеческих летоисчислений - израильского и всеобщего - коренится в двуначалии Торы, в дихотомическом устройстве мира, восходящем к двум именах единого Бога (Элоким и тетраграмотон). Господь Израиля - одновременно также и Бог всего мира, всего человечества.

Это то, что касается человека, это то, что касается духовного мира. Но как мы видим, природный космос также имеет два новолетия, в соответствии с глобальным разделением всего живого на животный и растительный мир.

И это понятно: как человечество разделено на Израиль и народы, так и природа разделена на животный и растительный миры. Таким образом, в продуктивности разделения живых существ на животные и растения (дополняющие и обеспечивающие взаимные потребности) просматривается духовная и смысловая продуктивность разделения человеческого рода на евреев и народы.

Практическая же необходимость таких «природных» новолетий связана с тем, что скот и плоды растений служили храмовыми приношениями, а для того чтобы определить, когда и какие приношения можно делать, необходимо было знать их возраст.

Относительно деревьев имеется еще и дополнительное обстоятельство: существует закон, запрещающий использовать плоды растения на протяжении первых трех лет его плодоношения, а для того чтобы знать возраст растения, необходимо строго установить день его рождения. Им и признается «Ту би-Шват».

Как бы то ни было, но растительный мир имеет в иудаизме свою собственную хронологию. Причем традиция дает этому характерное разъяснение. В Иерусалимском Талмуде приводится такая агада: «Увидели, что человеку дан Новый год, пришли и сказали: Написано в Торе, что человек - древо полей. Человек символизирует дерево, а дерево - человека. А если так, если у человека есть новолетие, то и у деревьев по справедливости должно быть новолетие. И поскольку в словах деревьев был смысл, то слова их были приняты. Сказали им: в какой месяц хотите, чтобы было ваше новолетие? Ответили деревья: поскольку мы нуждаемся постоянно в воде, то в месяц шват, зодиак которого водолей».

Итак, растения, как человекообразные сущности, как предметы, отражающие реалии духовного мира, заслуживают своего летоисчисления, признаются причастными не только космосу, но по-своему также и истории.

Праздничный устав

Хотя день пятнадцатого швата и именуется «Рош Ашана», именуется «новолетием», ничем знаменательным от будничного дня он не отличается. В этот день нет запретов на работу, он не отмечен призывом к праздничному веселию, и он никак не упоминается в молитвах.

Что же касается сельскохозяйственного смысла этого праздника, то он вторичен. Во всяком случае, в «праздник посадок» «Ту би-Шват» превратился относительно недавно, только в XIX веке, с возникновением сионизма.

И в то же время - в отличие от новолетия животных - новый год растений еврейская община отмечает. Во всяком случае, в Эрец Исраэль «новолетие» растений - это также и день обновления Земли, день плодов Земли, которые в этот день появляются на праздничном столе.

Обычаев, связанных с трапезой на «Ту би-Шват», существует немало, и об одном из них, относительно малоизвестном, я бы хотел сейчас упомянуть, ибо благодаря ему мы можем оценить, какой глубокий смысл может придаваться традицией этой, на первый взгляд, невзрачной, «растительной» дате.

В XVI веке в Цфате под водительством раби Ицхака бен Шломо Лурии (Аризаля) был разработан «седер», специальная трапеза, во время которой – по аналогии с пасхальным «седером» - предписывалось выпить четыре бокала вина и съесть до тридцати разнообразных фруктов.

Четыре бокала, которые предписывается испить по ходу этой трапезы, символизируют четыре времени года. Соответственно начинается трапеза белым вином, продолжается розовым и заканчивается красным.

Первый «осенний» бокал наполняют чисто белым вином. Благословение произносится такое же, как и в обычные праздники:

«Благословен Ты, Царь мира, который избрал нас из всех народов, и возвысил над всеми языками и освятил Своими заповедями. И дал нам памятные даты для радости, праздники и времена для веселья, и этот день пятнадцатого швата, день молитвы и благословения земли. Так как нас Ты избрал, и нас посвятил из всех народов и святые праздники с радостью и весельем завещал нам. Благословен Ты, освящающий Израиль и времена»

Второй бокал, зимний, наполняется преимущественно белым вином с добавками красного. Этот бокал посвящается деревьям Эрец Исраэль.

Третий бокал - весенний. Белое вино смешивается в нем с красным поровну.

И наконец, четвертый бокал, соответствующий лету, наполняется полностью красным вином.

Продумана и трапеза. Плоды деревьев употребляются в соответствии с их духовными смыслом. В частности, в этих трапезах обращается внимание на порядок потребления плодов в связи с их организацией, в связи с соотнесением их съедобных и несъедобных частей.

В книге Хаима Витала «Эц Хаим» виды фруктов разделяются в соответствии с мирами творения: миром «асия», миром «яцира», миром «брия». Мир «асия» символизируется фруктами, кожура которых выбрасывается, а внутренность съедается; мир «яцира» - теми фруктами, поверхность которых съедается, а внутренняя часть выбрасывается; а мир «брия» - теми фруктами, которые съедаются целиком.


К содержанию









© Netzah.org