Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ |
Текущий 5776 год является високосным. Как известно, лунный год на 11 дней короче солнечного, и чтобы привести их в соответствие, еврейский календарь каждый четвертый год пополняется еще одним тринадцатым месяцем – «адаром-бет».
Понятно, что для праздника Пурим високосный год создает некоторую проблему. В какой месяц правильно отмечать Пурим високосного года – в двенадцатый, или в тринадцатый?
«В двенадцатый месяц, - читаем мы в книге «Эстер», - то есть в месяц Адар, в тринадцатый день его, когда наступило время исполниться повелению царя и указу его, в день, когда враги иудеев надеялись одолеть их, а обернулось оно так, что сами иудеи одолели недругов своих. Собрались иудеи в городах своих, во всех областях царя Ахашвероша, чтобы наложить руку на тех, кто желал им зла; и никто не устоял против них, ибо страх пред ними охватил все народы» (9:1-2).
Итак, описанные в книге «Эстер» события происходили в двенадцатом месяце, между тем в високосный год Пурим принято праздновать в тринадцатый месяц (адар-бет). С чем это связано?
Обыкновенно это объясняется тем, что негоже нарушать привычный ритм и праздновать Пурим за два месяца до Песаха. Между тем, рав Цви Элимелех Шапиро из Дынова (1783-1841) в своей книге «Бней Иссахар» утверждает, что эта традиция связана с реальными событиями, что история Пурима развивалась именно в високосный год, что все происходило во «второй двенадцатый» - то есть в тринадцатый – месяц, в адар-бет.
Деталь эта важна в связи с вопросом «жребия», вопросом «пура». Дело в том, что каждый месяц еврейского календаря соответствует какому-то знаку зодиака, оказывающему свои астрологические влияния. Адар не исключение. Этот месяц соответствует созвездию «Дагим» (Рыбы), и потому может быть вовлечен в игру магических сил. Однако в високосный год такое влияние распространяется лишь на месяц Адар-Алеф, что же касается Адара-Бет, то он ни с каким зодиаком не связан и никаким магическим чарам неподвластен. Согласно упомянутому мнению, Всевышний сыграл на этой тонкости: Он позволил Пуру указать «злостчастный» для Израиля месяц и день, но незаметно обезвредил его «уточнением» месяца. Вместо полнокровного природного созвездия Всевышний подсунул Аману астрологическое плацебо!
Таким образом, Пурим високосного года идеально соответствует известным словам Талмуда «Эйн мазаль ле-Исраэль» - «Нет созвездия у Израиля», или попросту говоря, у Израиля нет судьбы!
Но в этом случае возникают некоторые вопросы. Прежде всего, какими свойствами обладает 14 адара обычного года, то есть Пурим сохраяющий влияние своего зодиака? Сказалась ли смена жребия, имевшая место во времена Ахашвероша, на свойствах полнолуния последнего месяца еврейского календаря? Стало ли это время «благоприятным» для Израиля?
Впечатление такое у кого-то вполне может сложиться. Во всяком случае, некоторые происходившие в Пурим исторические события, завершались характерным для этого праздника «переворачиванием». Так, например, в Пурим 1991 года завершилась война в Персидскм Заливе, сопровождавшаяся ракетными обстрелами Израиля. Особенно впечатляет в этом отношении смерть Сталина, произошедшая в Пурим 1953 года. В этот день (1 марта – 14 адара) со Сталиным случился инсульт, который полностью вывел его из строя. С того часа «вождь мирового пролетариата» уже не приходил в сознание, и 6 марта, вместо объявления планировавшегося на этот день смертного приговора «врачам-убийцам», Левитан зачитал сообщение о наступившей накануне смерти товарища Сталина. А ведь этот год не был високосным.
Однако, очевидно, что в дни Пурима еврейство вовсе не застраховано от трагедий. Достаточно напомнить, что в Израиле этот праздник не редко омрачается терактами. Так в Пурим 1996 года в Тель-Авиве в торговом центре Дизенгоф в результате взрыва погибли 13 человек. В 2002 году в канун Пурима в результате обстрела в районе Иерусалима были убиты Авраам Фиш и Аарон Гуров. В 2008-м году, опять же накануне праздника Пурим, был совершен теракт в йешиве Мерказ а-Рав», унесший жизнь 8 подростков.
Итак, относительно «благоприятности» мистических влияний полнолуния Адара трудно дать однозначный ответ. Что же касается Малого Пурима, т.е. 14 числа первого адара високосного года, то относительно него сомнения еще более усиливаются. Ведь эта дата была исходно противоставленна собственно Пуриму, как «рок» противопоставляется «провидению». Ведь 14 число адар-алеф согласно зодиаку было временем благоприятным для уничтожения еврейского народа!
Адар-Алеф, как и каждый нормативный Адар – связан с Зодиаком и сам по себе «объективно» ничем не худ. Более того, он является полупраздничным днем, в который увеличивают трапезу и не читают таханун. Однако, в рамках объяснения предложенного в «Бней Иссахар», он невольно оказывается определенным символом «злой судьбы». Ведь выпади тогда пур на Адар-Алеф, «теоретически» Аман уничтожил бы еврейский народ.
В свое время, я обратил внимание на то, что Князь мира явился Иисусу в Малый Пурим.
В Евангелии от Луки сказано, что служение Иоанна Крестителя началось: «в пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» (3:1-3). Тиберий унаследовал трон от императора Августа, умершего 19 августа 14 г. Таким образом, пятнадцатый год его царствования продолжался с 19 августа 28 г. до 19 августа 29 г.
Деятельность Иоанна продолжалась очень недолго – он был арестован Иродом вскоре после его посещения Иисусом, как сказано: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею» (Мк 1:9-13).
Итак, крещение и сорокодневное уединение Иисуса скорее всего имело место в 29 году. Согласно преданию православной церкви, крещение Иисуса Иоанном произошло 6 января (по грегорианскому календарю 19), сразу же после чего «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель» (Мф 4:1).
Нетрудно посчитать, что встреча Иисуса с Князем Мира, встреча в которой, по-видимому, предопределилась мистическая судьба его учения, произошла 15 февраля 29 года, т.е. как раз в Пурим Катан.
Иисус наверняка, воспринял эту дату как добрый знак. Он и был таковым, однако, все же с двойным дном. Явившейся ему Искуситель продемонстировал, что пирог спасения многослоен, что если на то есть воля Создателя, то, как ни играй, исходящее из Иерусалима слово будет переиначено под запросы афинской души.
Иисус из Назарета пользуется в еврейской традиции дурной репутацией, так как претендуя принести Израилю избавление, он в действительности вверг его в тысячелетние кровавые преследования. Не удивительно, что ему приписывается пренебрежение к учению мудрецов (Гитин). Между тем, те, кто исследовали новозаветные тексты с пониманием их иудейских корней, неизбежно убеждаются, что Иисус был ортодоксальным иудеем, всем изречениям которого можно найти парафразы в ТАНАХе или Талмуде. К такому выводу приходят не только современные исследователи (Давид Флуссер, Маккоби, Хаим Коэн). Еще Рав Яков Эмден (1698—1776) отмечалал в своем послании к «Седер олам рава вэ-зута»): «Согласно тому, что говорится в Евангелии, Назарянин и его ученики вовсе не пришли затем, чтобы отменить Тору, не приведи Боже… Он всеми силами укреплял Закон Моше. Никто из наших мудрецов не заявлял столь громогласно как он, о важности вечного исполнения Торы.»
Всевышний попустил Истории сыграть с праведником злую шутку. В утеху народам Он рассеял среди них того, который был уверен, что направлялся «только к погибшим овцам дома Израилева». И то, что явление сатаны Иисусу имело место в Пурим Катан, по-своему символично. Малый Пурим - это обманчивый Пурим, в который сатана скорее обведет вокруг пальца праведника, чем праведник сатану.