Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Песах

ТРАПЕЗА ОБРЕЗАННЫХ (Песах 5773 - 02.04.2015)

Историческая трапеза

Исход, а вместе с ним и праздник Песах несомненно представляет собой мистерию, в которой праздничная трапеза египетских рабов незаметно разворачивается в драматическое событие… и вновь сворачивается в трапезу, позволяющую потомкам этих рабов переживать себя участниками этой мистерии! Причем мистерия эта раз и на все века отрежиссирована Торой: «Агнец без порока, самец однолетний должен быть у вас; из овец или из коз возьмите его. И да будет он у вас в хранении до четырнадцатого дня сего месяца, тогда пусть зарежет его все собрание общины Израильской в вечерние сумерки. И пусть возьмут крови (его) и наведут на оба косяка и на притолоку в домах, в которых будут есть его. И пусть съедят мясо в ту же самую ночь, жаренным на огне; с опресноками и с горькими зельями будут есть его. Не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, а жаренного на огне, с головой его и с ногами, и с внутренностями его. И не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. И так ешьте его: чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посох ваш в руке вашей, и ешьте его с поспешностью; это пэсах Господень. А Я пройду в эту же ночь по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми Богами Египетскими совершу расправу. Я Господь. И будет та кровь для вас знаком на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет среди вас язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей в память, и празднуйте его как праздник Господу в роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Семь дней ешьте опресноки; точно к первому дню устраните квасное из домов ваших, ибо всякий, кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля. И в первый день священное собрание, и в седьмой день священное собрание да будет у вас: никакой работы не должно делать в них; только то, что служит пищею для какого-либо существа, одно то можно делать вам. Соблюдайте (заповедь об) опресноках; ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской; и соблюдайте день сей в роды ваши как установление вечное. С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера, ешьте опресноки до вечера двадцать первого дня того же месяца. Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших; ибо, кто будет есть квашенное, душа та истреблена будет из общины Израильской, пришелец (ли он) или коренной житель земли той. Ничего квашенного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте опресноки» (12:1-20).

Пут-Ин и Пут-Аут

Между тем в завершении этого удивительного и величественного метаисторического действа Всевышний предъявляет еще одно неожиданное требование – участник пасхальной трапезы должен быть обрезан: «И сказал Господь Моше и Аарону: вот устав пэсаха: никакой иноплеменник не должен есть его. А всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может он есть его…. А если поселится у тебя пришелец, то, чтобы совершить ему пэсах Господу, пусть обрежется у него всякий мужского пола, и тогда пусть он приступит к совершению его, и будет как коренной житель земли; а никакой необрезанный не должен есть его…. И сделали все сыны Израилевы; как повелел Господь Моше и Аарону, так и сделали. И было, в этот самый день вывел Господь сынов Израилевых из земли Египетской по ополчениям их» (12:1-51).

В течение всего своего пребывания в Египте сыны Израиля тщательно соблюдали обрезание, и поэтому никаких проблем в сам момент исхода в связи с этим требованием у них не возникло. Но странное дело, в пустыне они эту практику прервали. Так в книге Йеошуа мы читаем: «В то время сказал Господь Йеошуа: сделай себе ножи кремневые и опять обрежь сынов Израиля, во второй раз. И сделал себе Йеошуа ножи кремневые, и обрезал сынов Израиля у холма Аралот. И вот причина, почему обрезал Йеошуа: весь народ, вышедший из Египта, мужчины, все люди, способные к войне, умерли в пустыне в пути по выходе из Египта; Весь же народ вышедший был обрезан, а весь народ, родившийся в пустыне, в пути по выходе из Египта, не был обрезан. Ибосорок лет ходили сыны Израиля по пустыне, доколе не скончался весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, который не слушал гласа Господня; так что клялся Господь им, что не покажет им землю, о которой клялся Господь отцам их, что даст (ее) нам, землю, текущую молоком и медом. Сынов же их, которые встали вместо них, их-то обрезал Йеошуа, потому что они были необрезаны, так как не обрезывали их в пути. И когда весь этот народ полностью был обрезан, оставались они на своем месте в стане до их выздоровления. И сказал Господь Йеошуа: ныне Я снял с вас посрамление египетское. И названо это место именем Гилгал до сего дня. И стояли сыны Израиля станом в Гилгале, и совершили пэсах (жертву) в четырнадцатый день месяца вечером в степях Иерихонских».(5:3-10).

Таким образом, во время странствования по пустыне в пасхальной трапезе принимали участие лишь сыны Израиля, рожденные в Египте, те же кто появились на свет после исхода, те, кто родились в пустыне, к ней допускаться не могли. Но почему? Зачем следовало воздерживать народ от столь важной заповеди как обрезание, тем более, что это не позволяло ему выполнить не менее важную заповедь - участия в пасхальной трапезе?

Объяснение, даваемое самой Торой (в дороге обрезание откладывается) - обескураживает. Ведь в «пути» («бадерех») сыны Израиля подолгу стояли, в пустыне Кадеш так даже целых 19 лет, и все же обрезания не производились! В то же время, сразу после вхождения в Эрец Исраэль этот болезненный обряд почему-то немедленно был совершен. А ведь в этот момент народ готовился к завоеванию страны и как будто бы должен был быть в хорошей форме! Может быть, время «пути», о котором говорит Тора, являлось временем как раз какой-то предельной обездвиженности, временем какой-то экзистенциального оцепенения? Ни там – ни тут?

Когда через год после исхода выяснилось, что часть людей не может принять участия в пасхальной трапезе по причине соприкосновения с трупом («Бемидбар» 9:6–11), Всевышний учредил для них дополнительный Песах – «Песах шейни», отмечаемый месяцем позже. Так что, оказывается, это очень важно еврею участвовать в этой трапезе!

Но зачем тогда понадобилось блокировать участие в этом празднестве всех новорожденных?

Может быть, дело в том, что Песах – то что называется Песах «с большой буквы» - включает в себя не только исход из Египта, но также и вхождение в Эрец Исраэль?

Может быть, тот Песах, который впервые в Эрец Исраэль и одновременно впервые в собственной жизни совершили сыны Израиля, был непосредственным завершением того самого Песаха, которые их отцы совершили в Египте в ночь исхода? Может быть, Всевышний хотел, чтобы Песах вхождения явился для еврейского народа не просто «воспоминанием об исходе», а таким же экслюзивным актом, каким Песах ночи исхода являлся для тех, кто умерли в пустыне?

Углубиться в этот вопрос у нас будет возможность в следующий раз.


К содержанию









© Netzah.org