Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ |
Чтобы вынудить Паро отпустить сынов Израиля из египетского рабства, Всевышний навел на страну десять катаклизмов, совершил десять небывалых чудес. Причем Тора представляет это как «суд над египетскими богами» (Шмот 12:12). В самом деле, мы видим, что в основе драмы лежит противостояние между Богом евреев и египетскими богами, что события развивались, как некое состязание между Моше и Аароном с одной стороны и Паро и волхвами с другой. При этом некоторые чудеса волхвы смогли воспроизвести своими средствами: «И сказал Господь Моше и Аарону, говоря: Если скажет вам Паро, говоря: "дайте о себе доказательное чудо", то ты скажешь Аарону: "возьми посох свой и брось пред Паро"; и он сделается змеем. И пришел Моше и Аарон к Паро, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон посох свой пред Паро и пред рабами его, и тот сделался змеем. И призвал Паро мудрецов и чародеев; и сделали и они, волхвы египетские, своими чарами то же. И бросили они каждый посох свой, и те сделались змеями; но посох Аарона поглотил их посохи. И заупрямилось сердце Паро, и он не послушал их, как и говорил Господь. И сказал Господь Моше: упорно сердце Паро; он не хочет отпустить народ... И сказал Господь Моше: скажи Аарону: возьми посох твой и простри руку твою на воды египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое стечение вод их; и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской, и в деревянных, и в каменных (сосудах). И сделали так Моше и Аарон, как повелел Господь. И поднял он посох, и ударил по воде, что в реке, пред глазами Паро и пред глазами рабов его, и превратилась вся вода, что в реке, в кровь. И рыба, которая в реке, вымерла, и воссмердела река, и не могли египтяне пить воду из реки; и была кровь по всей земле Египетской. И волхвы египетские сделали то же чарами своими». (Шмот 8:8-22)
Две казни волхвам удалось повторить, что же касается остальных восьми, то они оказались не под силу египетским волшебникам, и упрямство Паро после гибели первенцев было сломлено. Однако уместно обратить внимание на то, что эксклюзивными и неповторимыми являются не только отдельные чудеса, связанные с исходом, неповторимым является и сам исход, о чем ясно сказано в самой Торе: «Спроси о временах прежних, которые были до тебя, со дня, в который Бог сотворил человека на земле, и от края неба до края неба: сбылось ли когда подобное этому великому делу, или слыхано ли подобное сему? Слышал ли народ глас Бога, говорящего из среды огня, – как слышал ты, – и остался в живых? Или попыталось ли божество явиться взять себе народ из среды народа испытаниями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею простертою, и ужасами великими, как все, что сделал для вас Господь, Бог ваш, в Египте пред глазами твоими? Тебе дано было видеть, чтобы ты знал, что Господь есть Бог, нет более, кроме Него» (Двар 4:32-35).
Одной из козырных карт научного атеизма служила повторяемость мифов в разных религиях: как сказки разных народов вертятся вокруг одних и тех же сюжетов, так же и религии воспроизводят одни и те же мифологические структуры. Например, легенды о рождении родоначальников религий очень часто сопровождаются историей покушения на их жизнь со стороны власть имущих. Такую подробность религиоведы отмечают в биографиях рождения Кришны, Будды, Человека из Назарета.
По мысли некоторых атеистов, в подобных повторах сказываются какие-то общие для всех народов брожения «общественных формаций». Это, конечно, полный вздор. В «структурах» гораздо естественнее усматривать как раз глубинные мистические тайны. Рудольф Штайнер, например, в следующих словах пишет о повторяющихся элементах в биографиях «великих посвященных»: "Когда мудрые жрецы слышат о подобном рождении, они уже знают, в чем дело. Они знают, что имеют дело с богочеловеком. Им известно заранее, что произойдет с появившейся таким образом личностью. Поэтому жизнь ее может соответствовать только тому, что им известно как жизнь богочеловека. В их мистериальной мудрости такое течение жизни является предустановленным от вечности. Оно может быть только таким, каким оно должно быть».
Мистическая подоплека «повторов» ощущается даже и вполне светскими людьми. Так Сергей Довлатов пишет: «Чем объясняется факт идентичных литературных сюжетов у разных народов? По Шкловскому – самопроизвольным их возникновением. Это значит, что литература, в сущности, предрешена. Писатель не творит ее, а как бы исполняет, улавливает сигналы. Чувствительность к такого рода сигналам и есть Божий дар».
Но кто тогда не уловит величайшую разницу между повторяющимися мифами и неповторимым ТАНАХом, между даром волхвов и даром Божиим? Совсем не одно и то же - быть медиумом космоса и пророком Бога Живого.
Какие-то отдельные редкие элементы Св.Писания чем-то могут напоминать мифы: так, об угрозе жизни Моше (впрочем, наряду с угрозой также и всем прочим еврейским новорожденным) со стороны Паро рассказывается в Торе, аналогичная история содержится в мидраше относительно Авраама. Но это лишь редкие исключения, позволяющие думать, что и они навеяны как раз не «структурами», не «сигналами из космоса», а самими небесами.
И наоборот, повторяя архетипы, повторяя «структуры», повторяя друг друга, языческие религии в то же время оказались совершенно бессильны повторить что-либо существенное из Священной истории! Во всяком случае, египетские волхвы в своих подражаниях Моше и Аарону преуспели гораздо больше, чем слагатели легенд самых разных религий.
В самом деле, чего только не встретишь в языческой мифологии – и рождающуюся из морской пены Афродиту, и пожирающего своих детей Кроноса, но нет в ней «архетипа исхода», нет божества, которое бы вывело народ из среды другого народа. А еврейский народ из года в год вспоминает об этом звездном часе своей истории, свидетельствуя его подлинность, свидетельствуя, что исход – это истинное событие, истинное чудо, а не миф.